Георгенбург: Тевтонский замок и конный завод в Калининградской области

На значительном расстоянии от основной территории России находится Калининградская область. Тут общаются на русском языке и пользуются рублями, но приехав сюда моментально понимаешь – это не Россия, то есть не совсем Россия. Веками эта территория принадлежала Германии семь десятков лет в составе России не выветрили из нее чужой дух.

Восточная Пруссия оставляет довольно странное впечатление. Облезлые советские дома и ухабистый асфальт проявляют в нашей памяти ассоциации с Россией 90-х годов 20 века. Но внезапно дырявый асфальт сменяется благородной брусчаткой, не тронутой со времен третьего рейха и неухоженными, с облезлыми фасадами домами традиционной немецкой архитектуры. Вдруг среди серого и унылого пейзажа изредка появляются яркие пятна чего-то современного, так и просящегося на обложку журнала о современной Европе. В наиболее концентрированном виде в одном месте я все это увидел в Георгенбурге.

Сегодня это окраина города Черняховск. Необработанные, заросшие бурьяном поля по дороге из Советска сменились серыми неухоженными строениями. В вдруг перед глазами возник выделяющийся белизной штукатурки и свежей покраской, выглядящий по европейски комплекс зданий. Это конный завод Георгенбург. Он имеет длинную историю, которая прервалась в 90-х годах прошлого века. В начале XXI века один из российских олигархов Оружев купил развалины конезавода и за несколько лет вывел его на самый современный уровень. Сегодня в Георгенбурге есть все, что нужно для разведения и тренировки лошадей, для проведения соревнований, включая гостиницу и ресторан. После долгой дороги наша туристическая группа обедала в ресторане завода, а затем для нас была устроена экскурсия.

Я никогда не увлекался лошадями, но и мне было очень интересно вблизи посмотреть на то, как их тренируют в закрытом манеже, содержат и выращивают молодых лошадей. Можно даже купить морковку и покормить их. Оказывается, спортивных лошадей на зиму бреют, чтобы за ними было удобнее ухаживать, а чтобы они не мерзли, накрывают попонами. Для укрепления здоровья на конезаводе используют … солярии! Лошадям, как и людям, полезно загорать! Когда ходишь по территории завода Георгенбург, забываешь, что находишься в России. Вокруг все чисто, аккуратно и рационально как в Европе!

За бетонным забором виднеется другой полюс Георгенбурга – тевтонский замок XIV века, давший свое имя конезаводу. До тех пор, пока Восточная Пруссия в качестве военного трофея не досталась СССР, замок и конный завод составляли одно целое. Во времена Советского Союза их судьбы разошлись. Что только не было в старинном тевтонском замке! Там была больница, потом там устроили жилье для работников конезавода. После развала СССР замок опустел и его облюбовали бомжи. Пару лет назад они устроили в замке пожар, который уничтожил часть здания. После пожара местные власти задумались, что им делать с замком и в конечном итоге передали его православной церкви. Церкви замок тоже оказался не очень нужен.

Единственным плюсом стало то, что под эгидой церкви группа энтузиастов занялась расчисткой замка. Им не хватает денег и людей, что не удивительно для дела живущего только на энтузиазме. Сегодня замок лежит в руинах, но уже можно по нему пройти и кое-что увидеть. Остается пожелать людям, взявшимся восстанавливать замок, удачи в их начинании. Возможно лет через десять замок и конный завод Георгенбурга будут одинаково радовать глаз туристов чистотой и ухоженностью, а на заросших сегодня бурьяном окрестных полях будет процветать сельское хозяйство. Очень хотелось бы, чтобы так и случилось, но похоже я ударился в фантастику!

Века истории Восточной Пруссии проглядывают сквозь наносы последних десятилетий брусчаткой мостовых и развалинами тевтонских замков, архитектурой домов и всплывающими из памяти старыми немецкими названиями ныне переименованных улиц и населенных пунктов. После Второй Мировой войны не ушедшие с вермахтом жители по приказу Сталина были поголовно выселены с доставшейся Советскому Союзу территории, но современные жители этих земель не забывают о том, что было в прошлом на их земле.

Поэтому не вызывают удивления при входе в ресторан черно-белые фотографии Кенигсберга конца XIX – начала XX века украшающие стены или молодежь, реконструирующая турниры тевтонских рыцарей и восстанавливающая тевтонские замки. Несмотря на все сегодняшние контрасты, жизнь бывшей Восточной Пруссии – симбиоз немецкой истории, советского прошлого и прорывов в будущее. Чтобы сегодня попасть в Калининградскую область не на самолете, нужна шенгенская виза и придется дважды пересекать границу. Пограничные формальности только усиливают, но не создают впечатление заграничной поездки. А создает это впечатление уникальная атмосфера самой западной части нашей страны, где не смотря ни на что ощущаешь себя за границей!








Обычно с эти читают :



Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.