Добро пожаловать на развалины, или что делать, когда устал от Эрмитажей

В Петербурге новое поветрие что среди гостей города, что среди местных – неофициальные экскурсии в места, куда официальные экскурсии никто не водит. Крыши, заброшенные особняки, а то и целые территории теперь уже бывших предприятий. Среди таких объектов особняком (простите за каламбур) стоит завод «Красный Треугольник», развалины которого напоминают декорации для съемок постапокалиптического фильма – что-то вроде «Безумного Макса» или «Книги Илая».

Мы живем в Петербурге уже много лет, но даже не подозревали, что почти в самом историческом центре (а по сути – именно в нем, если не путать центры исторический и туристический), на Обводном канале, есть огромная территория, по которой можно свободно гулять и фотографировать великолепные образцы промышленной архитектуры XIX-XX веков. Случайно наткнулись на нее, увидев объявление об экскурсии на одном популярном сайте http://spb-gid.ru/neizvedannyj-peterburg/.

Что вообще такое этот «Красный Треугольник», почему он «треугольник» и почему он «красный»?

К сожалению, изучение истории в школе сводится к зубрежке перечня цари-войны-реформы-восстания, поэтому о самых крупных предприятиях родной страны школьники не знают почти ничего. «Красный Треугольник» -- российско-американская мануфактура, образованная в 1860 году в Санкт-Петербурге и являвшаяся до революции 1917 года и долгие годы после нее крупнейшим в стране заводом по производству резинотехнических изделий – от галош до шин для машин и самолетов. Всего выпускалось несколько тысяч наименований продукции, часть которой поставлялась в Европу и даже США. Одних галош с 1860 по 1917 годы было выпущено 300 млн пар!

В лучшие годы здесь работало 25-27 тыс. человек. Это было одно из самых больших предприятий Российской Империи и одно из крупнейших в мире.

Держалось оно не только на хорошо поставленном менеджменте, но и производственных секретах и ноу-хау, а также на дефиците мощностей по выпуску резиновых изделий – современные технологии и оборудование тогда были доступны не каждому, поэтому любой такой завод был в выигрыше. Когда же резину научились делать в промышленных масштабах все, кому это было надо, «Красный Треугольник» потерял свою уникальность, к 2000-м годам пришел с большими убытками и был обанкрочен.

Сейчас на части его территории устроились в разваливающихся бывших цехах около 80 разных контор, есть и какое-то производство, но все они занимают совсем мало места. А остальное пространство фактически отдано на откуп многочисленным любителям побродить по развалинам, весьма живописным. Просто далеко не все о такой возможности знают!

Вопрос – если есть охранник, то почему можно свободно лазить по территории? Как мы уже сказали, в бывших помещениях, до сих пор хранящих запах резины и химикатов, трудятся разные фирмы и фирмочки и даже есть столовая. Народу туда-сюда ходит много. А что делают люди потом, пересекая линию шлагбаума, охрану мало интересует: пространство-то огромное, за всеми не уследишь, да не и платят сторожам, видимо, за это. Наверное, какие-то большие группы или маргинальные элементы и отсекаются, но прилично одетого человека пропускают свободно. Так и живут.

Теперь ответ на вопрос, почему наш «Треугольник» «Красный». Тут все элементарно. Форма заводской территории – почти равносторонний треугольник. Именно так – «Треугольник» -- мануфактура называлась до 1922 года. В 1918-м она была национализирована, а с 1922-го, по случаю пятилетия Великого Октября, добавили слово «Красный».

Сходить сюда точно стоит, даже если не на экскурсию, то хотя бы просто самому поглазеть на бывшую огромную производственную махину до- и постреволюционной России.








Обычно с эти читают :



Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.