Африка - первооткрыватели и становление цивилизации.
Колонизаторы спроектировали в Африке много современных, удобных для жизни и работы городов, проложили прямые и широкие дороги, построили современные порты и аэродромы, но они не ударили палец о палец, чтобы на этом континенте уменьшилось количество людей, слепых духовно. Наоборот, они прилагали все усилия, чтобы их было как можно больше. Они стремились превратить Африку в слепой континент. Но это им не удалось. Африка прозрела.
Современное здание.Трагическая страница истории этого континента открылась с прибытием европейцев. Но даже в хорошо ухоженном лесу нельзя найти совершенно одинаковых деревьев. Не были одинаковыми и явившиеся в Африку европейцы. Не все они бичевали и продавали в рабство местных жителей, не все сжигали их деревни, не все стремились только к наживе.
Кроме высадившихся на берегах Африки жестоких работорговцев, отважных авантюристов, колонизаторов, были и такие люди, которые искали здесь спасения от гонений на родине. У других энергия и беспокойная природа требовали более широкого поля деятельности. Такие люди сделали для Африки много хорошего. Третьи отправлялись на этот континент, зная, что он нуждается в дружеской руке, в чутком сердце, в знаниях.
Не все европейцы повинны в том, что в 1650 году в Африке проживало 100 миллионов человек, которые составляли 18,3 процента населения всего земного шара, а в 1800 году их количество уменьшилось до 90 миллионов и они составляли уже 9,9 процента населения мира. За период с 1650 по 1900 год население во всем мире возросло в три раза, а в Африке только на 20 процентов.
Африка знает и ценит великого друга африканского народа Давида Ливингстона. Его помнят и уважают потому, что он уважал и любил Африку. Свою любовь к этому континенту и людям он выразил самоотверженным трудом. Он боролся против работорговли, против зверств пришельцев, против религиозного фанатизма, темноты и болезней местных жителей. В окрестностях Багамойо, в тихом живописном парке, стоит памятник Ливингстону. В 1873 году, когда скончался этот большой человек, африканцы несли его тело на руках 300 миль. У памятника всегда много свежих цветов. Их приносят окрестные жители и люди, прибывшие издалека.
— Это наш белый отец! — сказала одна из пришедших, с уважением положив у памятника большой кокосовый орех.
— Это гордость нашего народа! — заявила королева Англии Елизавета у памятника Ливингстону, установленного недалеко от озера Виктория в городе Ливингстон в 1947 году. В знак уважения к этому человеку, поднимаясь на каменный пьедестал памятника, она сняла туфли.
Великих людей после их смерти считают своими и демонстративно проявляют к ним уважение даже те, кто при жизни презирал их.
Западный мир и Африка хорошо знают еще одного отважного путешественника — Г. М. Стенли. Этот англичанин, переехавший в Америку, известный путешественник, в свое время нашел пропавшего без вести Ливингстона. Благодаря ему на карте Африки исчезли многие «белые пятна». Но Стенли не был похож на Ливингстона. Он признавал только силу, он не видел в Африке людей, а видел лишь ее богатства. В одном из писем он писал: «Предлагаю учредить организацию американских капиталистов, которая приобрела бы еще никому не известную обширную территорию Центральной Африки... Это необычайно богатые районы. Мы здесь будем пользоваться таким могуществом, которого не сумела достигнуть даже Ост-Индская компания». Вспоминая деятельность Г. М. Стенли, заправилы Уолл-стрита не снимают ботинок, но почтительно склоняют головы. А для африканцев имя Стенли стало синонимом грубой колонизаторской силы.
Ни в коем случае нельзя согласиться, что европейцы везли в Африку только цепи, водку, коварство и венерические болезни, а все африканцы были ангелами и страдающей стороной. В таких рассуждениях есть заметный привкус расизма.
В 1965 году в африканских джунглях близ экватора скончался врач—ученый Альберт Швейцер. Его похоронили недалеко от больницы, которую он основал в 1913 году и в которой лечил местных жителей. За научную и гуманистическую деятельность он был в 1953 году награжден Нобелевской премией.
Европа дала Африке немало Ливингстонов и Швейцеров.
Африка - цивилизация.
В порту Дакара я видел, как черные мужчины таскали белые мешки с мукой и складывали их в огромные пирамиды. Рядом стояли краны, но не все они работали. Зато быстро, а главное, дешевле механизмов работали грузчики.
Самая дешевая рабочая сила в Африке — человек. Он не машина — не требует никакого ухода. Его мышцы не ржавеют, его не нужно ремонтировать. А если приходится «списать» — что ж, на смену хватает других.
В Танзании на берегу Индийского океана стояло несколько небольших каменных строений и крыши на сваях. Это фабрика сизалевого волокна. Мы приехали туда в полдень. Безжалостно пекло солнце. Однообразно, беспрестанно вертелось огромное зубчатое колесо. Черные сильные руки заправляли в пасть машины большие зеленые охапки сизаля. Зеленая липкая жидкость медленно стекала по широкой канаве в океан. С жидкостью смешивался пот работавших людей. Волокно сизаля промывали в воде, сушили на солнце, затем связывали в большие тюки и отправляли на железнодорожную станцию. Плантация сизаля принадлежала одному человеку. Он жил в кварталах богачей Дар-эс-Салама. Тридцать рабочих этой фабрики трудились по десять часов в день и за это получали в месяц по сто восточноафриканских шиллингов. Это равнялось четырнадцати долларам в месяц!
В Африке много больших городов, ее пересекают линии железных дорог и шоссе, дымят трубы фабрик и заводов, судам тесно в портах. Все это сделали человеческие руки. Сегодня роль рабочих в общественной жизни многих африканских стран еще не велика, но пролетариат этого континента уже давно заявил миру о своем существовании.
В Африке есть не только деревни, в которых женщины толкут в каменных сосудах зерна кукурузы и проса, но есть и крупные заводы; не только знахари, но и прогрессивные рабочие организации; не только «лесные люди», живущие в джунглях, но и африканцы-летчики, пилотирующие реактивные самолеты.
Особым был для этого континента год 1960-й. В историю он вошел под именем «года Африки». По инициативе Советского Союза ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости всем колониям. 1969 год Африка встретила, имея 41 независимое государство.
Закрепление завоеваний было не легче самой борьбы за свободу. Дом можно построить с энтузиазмом, но не из энтузиазма. Для того чтобы воздвигнуть его, нужны строительные материалы.
В столице Сьерра-Леоне Фритауне колонизаторы заложили фундамент очень большого и комфортабельного парламентского дворца для нового правительства. Осматривая его, я думал: что важнее сегодня — иметь красивые, современно оборудованные залы для парламентариев или парламентариев, принимающих нужные и важные законы? Нередко в новых дворцах парламентов руками африканцев голосуют неоколонизаторы.
Африке нужны не только самостоятельно мыслящие парламентарий, мудрые главы правительств, множество учителей, врачей. Ей нужны школы, больницы, дороги, самолеты, корабли.
В XX веке африканец ногами стоял в эпохе неолита, а голова его упиралась в век кибернетики. На этом континенте сегодня столкнулись все социально-экономические эпохи, которые пришлось пережить человечеству. Сложные процессы часто происходят в одной деревне, в одном племени или в одном государстве, но за ними следит весь мир. По этой причине ни у одного континента нет такого количества всевозможных нужных и ненужных учителей и советчиков, как у сегодняшней Африки. Лучше всего пожар тушат те, чей дом горит. Люди Африки больше чем кто бы то ни было озабочены своим будущим. Они сами и разрешат свои проблемы.
Африка - избавление от колониализма.
Первого августа 1966 года в Лондоне швейцар, украшенный золотыми галунами, в последний раз с достоинством оглядел опустевшие комнаты министерства колоний Великобритании и, заперев двери, спустился по лестнице. Швейцар стал исторической личностью. Он по распоряжению правительства закрыл министерство колоний Британской державы.
Министерство колоний в Лондоне ликвидировали, но колонии в мире остались. Правда, их число значительно сократилось. В канун второй мировой войны колонизаторы правили территорией в 42 миллиона квадратных километров, где проживало 660 миллионов человек. В то время, когда в Лондоне со старого здания сняли табличку с надписью «Colonial office», колониальное иго влачили еще 37 миллионов человек, проживающих на площади в шесть миллионов квадратных километров.
В начале 1968 года в Африке было немало колоний, протекторатов, провинций, «заморских территорий». Они составляют 15 процентов всей территории континента с семью процентами его населения.
В столице Кении Найроби стоит памятник основателю восточноафриканского автоклуба. Отсюда на юг до Кейптауна — 5903 километра, на север до Каира — 5063 километра, на запад до Аккры — 5960 километров и т. д. Возле этого памятника фотографировалась молодая пара и шумно выражала свою радость по поводу того, что снимок сделан в самом центре Африки. Никто не имеет права запретить человеку думать, что там, где он находится в данный момент, находится центр государства, континента и, наконец, вселенной.
Англия долгое время претендовала на то, чтобы быть центром мира, владычицей морей. В то время, когда было основано министерство колоний Великобритании, служащие его управляли огромными пространствами Североафриканского континента. Теперь Англия все больше убеждается, что ей приходится покорно вращаться вокруг политического центра своей бывшей колонии — США.
История Африки тесно связана с историей Американского континента. Благодаря этим связям 12 процентов жителей США сегодня — негры. В Вашингтоне они составляют 60 процентов населения. Американские негры теперь уже отличаются от африканских братьев, хотя у них такая же черная кожа и глубоко затаенная в сердце нежность к континенту своих дедов и прадедов. «Американские негры не хотят возвращаться в Африку потому, что в Соединенных Штатах они живут хорошо», — писала когда-то «Вашингтон пост». Это демагогия. Не от хорошей жизни в США происходили массовые демонстрации негров, гибли лучшие люди негритянского народа, свистели пули полицейских и тайных убийц, возле негритянских кварталов по ночам пылали кресты, подожженные куклуксклановцами.
Негры сегодня не возвращаются из США в Африку по той же самой причине, по которой не возвращались в Англию, Францию, Италию и другие европейские государства эмигранты из охваченных депрессией районов Пенсильвании и других штатов. Американские негры — американцы, а не африканцы. Такими их сделали конкретные исторические условия, жизнь.
Незабываемых вам впечатлений в туризме!