Африка - факты.
Африканцы очень любят своих детей, но не целуют их. Редко целуются и взрослые. Здороваются они издалека, складывая руки и наклоняя голову. Только в особых случаях пожимают друг другу руки. Ни в Дети Африкидеревнях, ни на заполненных людьми улицах я не видел людей, идущих под руку. Такие обычаи помогают, по утверждению знахарей, избежать злого духа. Но нет ли в этом и гигиенического «рационального зерна»?
Африка говорит на 830 различных языках. Эти языки делятся на три основные группы. Около ста миллионов человек, живущих в северной и северо-восточной части континента, говорят на семито-хамитских языках. Во вторую группу входят языки и диалекты негроидного населения Африки, на которых говорят 150 миллионов человек. Отдельно стоят язык мальгасийцев и язык африкаанс. Мальгасийский язык, распространенный на острове Мадагаскар, относится к семье малайско-полинезийских, а африкаанс употребляют африканеры (буры).
Мадагаскар картаАфриканеры (буры)В годы господства колонизаторов весь континент был заново окрашен языками, привезенными из Европы — французским, аглийским, португальским, испанским, итальянским и другими. В такой пестроте наречий договориться в Африке не легко. И тем не менее трудность в понимании друг друга заложена не только в многообразии языков.
В 60-х годах, например, не могли колонизаторы — португальцы в Африке — найти общий язык с жителями Анголы и Мозамбика. Реакционно настроенные министры, изобразив на лице любезные улыбки, не могли договориться с местными студентами, настроенными патриотически, а знахари деревень и племен не находили общего языка с учителями.
В Восточной Африке живет немало выходцев из Азии — в основном индийцев. Они занимаются торговлей, ремеслом и более зажиточны, чем местные жители. В городах есть целые азиатские районы. Они мне напомнили пригороды Калькутты и Бомбея. В Мобасе я видел огромную уличную прачечную. В больших, отлитых из цемента сосудах рабочие стирали белье. В середине позапрошлого столетия эти прачки прибыли сюда из Индии. У себя на родине они составляли касту прачек и в Африке не изменили свою профессию, хотя живут очень трудно и бедно.
Африка - просвещение.
У острова Занзибар богатая история. Кто-то сказал мне, что путь к этому острову капитаны находят по прелестному запаху гвоздики. Это, конечно, преувеличение, но, тем не менее, остров действительно напоен различными ароматами пряностей. Здесь выращивается три четверти всей гвоздики мира. Моряки всегда добрым словом вспоминают вкусную воду Занзибара и со всех концов мира заходят в его порты за пресной водой. Занзибарцы, разумеется, гордятся и водой и пряностями, но еще больше гордятся тем, как они сегодня двинули вперед народное просвещение и чего достигли, с тех пор, как взяли власть в свои руки.
ЗанзибарГвоздикаТанзанийская школа.— В начальной школе обучение проводится только на языке суахили, — рассказывал мне учитель.— В старших классах все предметы преподаются на английском языке, но экзамены снова надо сдавать на языке суахили.
— Чем вы объясняете такую систему?
— Правительство Танзании поставило перед собой цель, чтобы все жители страны через определенное время по-настоящему овладели языком суахили, который долгое время был под гнетом английского.
— Такой же точки зрения придерживаются и правительства других стран Восточной Африки?
Школа в КенииКарта УгандыШкольники Уганды.— В Кении и Уганде во всех школах преподают на английском языке. Кроме того, изучают и языки наиболее крупных племен. Так, в Кении радио вещает на четырнадцати языках, а у нас в Танзании только на двух — на суахили и английском. Мы гордимся тем, что наш парламент пользуется только языком суахили. (Напоминаю, что повествование ведется пока применительно к 60-м годам прошлого века, хотя и прослеживается много общего с настоящим временем).
На ту же тему мне довелось разговаривать с сельским учителем в Алжире.
— Мы не против французского языка, — говорил он. — Раньше большая часть журналов, книг, научных работ в нашей стране выходила на французском языке. Во времена колонизаторов арабский язык считался языком дикарей. Мы не хотим поступать так же с языком французским.
Демократическая республика Конго.Озеро РудольфаЛеопольд СенгорОдин житель из Конго (Киншаса) утверждал, что в его школе поступают правильно, требуя, чтоб каждый ученик с утра написал на доске по-английски слова «я — конголезец».
— Дети должны забыть, к какому племени они принадлежат. По окончании школы все они должны стать конголезцами. Надо как можно скорее добиться ликвидации племенных различий. Только когда окрепнут африканские государства, только тогда все жители смогут договориться между собой.
Но ввести в африканских государствах язык одного какого-либо племени — это значит задеть национальные чувства людей другого племени, и это тоже представляет определенные сложности. Правда, в настоящее время осуществляется весьма энергичная ассимиляция языков этнических групп и объединений в более крупные разговорные группы. Но процесс этот не прост, и малейшая бестактность в нем вызывает острейшую реакцию.
Племена не одинаковы. Одни из них велики, другие едва в несколько сот человек, как, например, племя эльмоль, живущее в районе озера Рудольфа и насчитывающее не более трехсот человек. Создавать отдельную письменность для такого племени было бы неразумно, тем более что оно вымирает. Но другие племена развиваются, растут, и их культурное будущее не может не волновать светлые умы Африки.
Первый президент Сенегала Леопольд Сенгор — известный африканский поэт. Он создал так называемую теорию «негритюда», которая возвышает именно африканцев. Но сам он свои стихи писал только по-французски и утверждает, что именно французский язык должен помочь Сенегалу в развитии культуры. Эта его теория получила название «франкофонии». Так и получилось, что президент Леопольд Сенгор, автор «негритюда», противоречит поэту Сенгору, автору теории «франкофонии».
Осуждать писателей и поэтов, которые в Африке говорят и пишут на европейских языках, нелогично. Многие из них и сами понимают свою трагедию.
Ты понимаешь всю мою тревогу?
Я существую для тебя, Мой друг Мусунда,
Я, пишущий стихи,
Которых ты прочесть не сможешь, —
писал известный поэт из Анголы Аугуштинью Нету. В словах этих выражена трагедия, которую переживает творческая интеллигенция Африки, зная, что их произведения не достигают тех, кому посвящены.