Рождество в Финляндии: Хамина, Лаппеенранта, Иматра.
И вот наши путевки, заказанные в Турфирме Золотая Птица уже на руках и 25 декабря наш автобус отправился в путь от Сенной площади в сторону границы. В пути гид поведала о том, как финны празднуют Рождество. Так как в этот праздничный день все магазины в Финляндии закрыты, на границе, кроме пары автобусов с туристами, никого больше не было и мы миновали ее очень скоро. Единственное, что омрачило ощущение праздника, это наша российская таможня. Таможенники досматривали вещи поголовно у всех выезжающих за границу. Я регулярно посещаю Финляндии, но не помню чтобы хоть один раз на выезде у всех проверяли вещи.
Создалось впечатление, что российские таможенники намеренно пытались испортить праздник, но это им к счастью не удалось. В нашем автобусе ни у кого не нашли контрабанды и вскоре мы пересекли границу. Первой на нашем пути была Хамина. Вместо питерской слякоти и мокрого снега она встретила нас легким морозцем и проглядывающем сквозь редкие облака солнцем. На земле даже лежал тонкий слой снега! По случаю праздника, город был вымершим. Время от времени проезжали автомашины.
Еще реже встречались на улицах прогуливающиеся финны. Для них Рождество — домашний праздник. Поэтому каждый украшает собственный дом сплетенными из еловых ветвей подвесными шарами и венками, пирамидальными подсвечниками на подоконниках и различными украшениями в окнах. Город же украшен очень скромно. В основном светящимися гирляндами на деревьях. Финны не срубают елки для одноразовой установки на городских площадях. Они предпочитают каждый год использовать одно и тоже живое дерево. Так перед городской ратушей растут две огромные ели, украшенные к Рождеству неизменными звездами на вершинах и светящимися редкими огоньками гирляндами в кронах.
В Хамине много достопримечательностей. Это и русская крепость середины XVIII века, и отлично сохранившиеся старинные здания, в том числе построенные из дерева. Из нескольких городских церквей на меня больше всего произвела впечатление лютеранская кирха. Она совсем не похожа на привычные церкви. Больше всего она напомнила мне античный храм, неведомо как оказавшийся не на берегу теплого Средиземного моря, а в суровых северных землях, где деревья сбросили листву, а на скованной холодом земле лежит снег. И только ярко-голубое небо напоминает о далеких берегах, где стояли античные храмы.
В Хамине уже почти двести лет находится Кадетская школа, в которой учился маршал Маннергейм и другие известные финские военоначальники. Маннергейм правда не окончил Кадетскую школу. Его выгнали за плохое поведение и завершал военное образование он в Петербурге. Хамина — город военных, поэтому не удивляют стоящие в разных местах города прямо на улице пушки разных веков и даже немецкое самоходное орудие времен Второй Мировой войны.
Что удивляет — любовь финских военных к авангардному искуству. Недалеко от Кадетской школы стоит на гранитном валуне сваренный из стальных полос памятник бабушке Варваре. Это памятник реально существовавшей женщине. Она делала очень вкусные пирожки и продавала их курсантам. Когда она умерла, выпускники Кадетской школы скинулись и наняли на эти деньги скульптора, создавшего памятник.
После прогулки по Хамине мы на автобусе отправились в Лаппеенранту. Пока мы добирались до этого города, стемнело и пошел дождь. Лаппеенранта ночью очень впечатляет. Пешая прогулка по городу началась на набережной. Она хорошо освещена, но чуть дальше от дороги в полутьме у стенки набережной стоят небольшие суда, а рядом на набережной вытащенные из воды яхты всевозможных размеров.
Сквозь лес их мачт в темноте смутно проглядывает поверхность озера Сайма. Затем наша туристическая группа поднялась в крепость. Там освещена только улица, проходящая через крепость насквозь и несколько зданий вдоль нее. Надо отметить очень эффектную подсветку церкви. Если от главной улицы отойти на пару десятков метров в сторону, к чернебщим на фоне снега страринным пушкам, можно полюбоваться ночным видом на озеро Сайма. К сожалению его портит окутанная паром и ярко освещенная громада целлюлозного комбината. Раньше этот комбинат отравлял воду озера. Из-за этого почти вымерла сайменская нерпа.
Сейчас финны очень заботятся об экологии и стоки стали почти безвредными. Падение численности нерп прекратилось, но все равно их очень мало и увидеть сайменских нерп в природе практически невозможно. Для тех, кто хочет иметь представление о том, как выглядит нерпа, в Лаппеенранте на одной из улиц стоит гранитный памятник нерпе в натуральную величину. Из крепости мы попали прямо на одну из центральных улиц города. Лаппеенранта очень близко от России и возможно поэтому жители города кое-что перенимают от нас, например большие траты на украшения к празднику. Город к Рождеству украшен значительно богаче, чем Хамина. Но перенимают финны не только хорошее. Совсем недавно мэр Лаппеенранты и большая группа подчиненных ему чиновников ушли в отставку из-за обвинений в коррупции!
После ужина на заправке АВС в пригороде Лаппеенранты, наш путь лежал в Иматру. В этом городе — кульминация экскурсии, рождественский пуск водопада. В Иматре у Вуоксы два русла. На одном стоит современная ГЭС, а другое сухое, напоминает огромный ров глубиной десятки метров, на дне которого беспорядочно разбросаны гранитные валуны чудовищных размеров. На одном берегу этого рва растет мрачный хвойный лес, а на другом стоим отель, стилизованный под средневековый замок. Недалеко от отеля-замка через сухое русло перекинут мост, а со стороны озера его запирает платина старой, не используемой сегодня ГЭС.
Финны сделали из старой плотины туристический атракцион. Летом они ежедневно открывают плотину и мощный поток воды стремительно летит по сухому руслу. Зимой платина открывается дважды — двадцать пятого и тридцать первого декабря, на Рождество и Новый год. Пуск водопада — незабываемое зрелище! На мосту и на берегах сухого русла около плотины собрались сотни людей. Плотина ярко освещена прожекторами. С нее сбегают несколько тоненьких струек воды, которые не могут растопить снег на водостоке и огромных валунах в русле. Томительно текут минуты ожидания. Наступает 9 часов вечера. И вдруг скорее не видишь, а ощущаешь шестым чувством, что что-то изменилось. Раздается музыка и постепенно увеличивающийся поток воды смывает снег на водостоке. Сила потока все растет и растет. Вот он уже белой кипящей массой взлетает у основания плотины и несется по громадным камням вниз под мост. А над всем этим буйством слепой силы стихии в ночной темноте подсвеченной прожекторами звучит классическая музыка.
Столь эффектным зрелищем закончилась встреча Рождества в Финляндии. Дальше нашу туристическую группу ждало прохождение границы и путь домой. В Петербург мы приехали только в 5 часов утра.