Африканские нравы.
В тропиках африканцы очень любят громоздкие украшения. В этом смысле они даже превосходят американских женщин. Увлечение американок тяжелыми бусами и браслетами, большими кольцами и шляпками почему-то растет вместе с возрастом. В Африке в этом отношении не имеет значения ни возраст, ни пол. Я видел одного жителя Камеруна, который левую руку повыше локтя обмотал не менее чем десятью метрами медной проволоки. Оба его уха украшали большие, до плеч, кольца, а шею — несколько тяжелых обручей. Похвалив его украшения, Я спросил, не тяжело ли носить их.
— Слон всю жизнь таскает свои клыки, но не устает от этого, — ответил он.
Африканцы почти все тяжести носят на голове. Может, поэтому они так стройны?
В Сенегале один учитель угостил нас национальным блюдом. Мы ели вареный рис, остро заправленный перцем, политый розовым соусом. Затем отведали порядком подгоревшую рыбу и мякоть кокосового ореха. Был подан еще и пирог из проса. Просо в Западной Африке играет такую же роль, как пшеница в Европе. Из него пекут пироги, варят кашу и суп.
В большом почете кукуруза и сорго. Некоторые племена в честь этих культур ежегодно устраивают специальные празднества. Африканцы едят множество всевозможных фруктов, ягод и грибов. Ядовитые грибы собирают знахари, съедобные — женщины и дети. В Африке, как и в Америке, даже лучшие грибники не находят боровиков. Обедать никто не начинает до тех пор, пока за еду не примется старейший член семьи. После обеда все ждут, когда он закончит трапезу. Пообедав, мужчины любят покурить.
Когда европейцы прибыли на этот континент, они нашли здесь дымящиеся трубки разной величины и формы. В Африке я не встречал ни одной курящей женщины. Однако в некоторых племенах женщинам постарше доставляет удовольствие нюхание табака. Африканцы сравнительно мало пьют воды и употребляют немного соли. Их блюда острые, но не соленые. Люди племени бемба, проживающего в Замбии, до сих пор убеждены, что, если выпить воды перед едой или сразу же после еды, можно тяжело заболеть.
После еды они тщательно моют руки, но купаются очень редко. Большинство рек и озер кишат ядовитыми водяными насекомыми, червями. Раньше здесь было много бегемотов и крокодилов. Купаться в такой воде не слишком большое удовольствие. Но купаться не любят и те, кто живет на берегу океана. Исключение составляют дети, которых, как и во всем мире, приходится силой выгонять из воды.
Африканские обычаи.
Африканцы очень темпераментны, но на острове Занзибар меня удивил какой-то невероятно медленный темп жизни. Люди здесь ходили, работали, отдыхали не спеша. На улицах я не видел часов и людей, поглядывающих на них. Казалось, будто смотришь странный, замедленный фильм. Трудно себе представить спокойный базар. Но на занзибарском базаре все происходит медленно и без особых страстей. Однако не все занзибарцы столь медлительны. Революцию в своей стране они совершили внезапно, уверенно и решительно.
В дни второй мировой войны, когда на фронтах и от бомбежек гибли тысячи англичан, Уинстон Черчилль заявил: «В каждой семье должно быть не менее четырех детей: один — для отца, другой — для матери, третий — для армии, а четвертый — на несчастный случай». Было бы вполне логично, если бы он предложил англичанам иметь еще и пятого ребенка — для работы в колониях. Но он не сделал этого. Он был дальновидным политиком и предвидел, что, пока пятый вырастет, Англия растеряет все свои колонии. Мир еще не узнал советов Черчилля, а в Африке семьи уже были многочисленными. У африканцев много детей не потому, что они запасаются ими на «несчастный случай», а потому, что таковы здесь обычаи, традиции.
В Эфиопии (Абиссинии), в бывшей резиденции императора Теодораса — форте Магдала, — на холме стоит огромная пушка. Она весит 70 тонн, а ее снаряды — по 400 килограммов. В ее стволе легко умещается человек. Пушку отлили сами абиссинцы в 1867 году, когда Англия собиралась захватить их страну. Император Теодорас, восхищенный героизмом, проявленным Севастополем в борьбе против Турции, Англии и других государств, дал пушке имя «Севастополь». Но это оружие, подобно кремлевской Царь-пушке, ни разу не выстрелило. Почему так случилось, объясняет летопись, хранящаяся в Аддис-Абебе: «Императору сказали, что если он прикажет стрелять из этой огромной пушки, то напугает всех беременных женщин, проживающих в его империи, и таким образом пострадает прирост населения».
Младенцев, родившихся в тропической зоне, «врачи» не сразу отделяют от материнского чрева. Они считают, что не отделенный от матери младенец крепче. Но умершего человека там хоронят очень быстро — в тот же день. Хоронят очень по-разному. Масаи уносят умершего в кусты и там оставляют на съедение зверям. Народ шона, проживающий в Родезии, покойников-детей помещает в глиняный сосуд и закапывает в песке возле реки. После похорон знахарь несколько недель «изучает» причину смерти: то ли так было угодно духам, то ли подвернулся дурной человек. Установить причину смерти очень важно. Это помогает другим членам семьи избежать несчастья. Африканцы мусульманского вероисповедания хоронят, вырыв в земле вертикальное углубление. Могилу они скромно украшают и впоследствии не навещают ее. Все мусульманские кладбища запущены и забыты.